Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского

Краткая биография Абдурахмана сына шейха Джамалуддина Казикумухского. История Лакии, лакские ученые

Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского
Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского

Сын Джамалуддина Казикумухского Абдурахман

Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского

Полное его имя саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. Почетный термин «саййид» и нисба «ал-Хусайни» объясняются принадлежностью к потомкам пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха, и особенно к той их ветви, которая восходит к Хусайну да будет доволен им Аллагь, внуку пророка мир ему и благословение Аллаха. Нисба «ал-Кибуди» связана с отдельным кварталом Газикумуха (Къибуди, ранее - отдельным населенным пунктом).

Время его рождения, думается, устанавливается точно. Его отец, Джамалуддин из Газикумуха, на листке одной из арабских рукописей из своей личной библиотеки сделал следующую запись:

«Дата рождения Абдурахмана, сына Джамалуддина - ночь на воскресенье, двадцать второго числа благословенного месяца Аллаха шавваль тысяча двести пятьдесят второго года».

Это, думаю, самая достоверная запись о времени рождения Абдурахмана - 1 февраля 1837г.

Джамалуддин из Газикумуха

Джамалуддин Казикумухский

Джамалуддин из Газикумуха был известным дагестанским ученым и преподавателем, духовным наставником Шамиля, одним из авторитетнейших знатоков арабской литературы, занимавшим выдающееся место в духовной жизни Дагестана. Он был одним из ярых сторонников тариката накшбендийского ордена, активным распространителем накшбендийских идей, автором знаменитого суфийского трактата «ал-Адаб ал-мардийа»

Сын об отце

В «Предисловии к рукописному сочинению Джемалэддина о тарикате» Абдурахман даёт ряд интересных сведений о своем отце и о его деятельности на духовном поприще.

«Родитель мой, сеид Джемалэддин-Гуссейн, был родом из Казикумуха. В первой своей молодости он служил при бывшем казикумухском хане Аслан-хане в качестве письмоводителя. Хан любил его, и за усердную службу его и преданность пожаловал ему три деревни в Кюринском ханстве, под общим именем Астал, и жители этих деревень платили дань моему отцу». Но Джамалуддин вскоре «очнулся от светского забытья», - обратился к Богу с полным раскаяньем в своих грехах, в которых он провел прошлую свою жизнь, будучи в услужении у Аслан-хана. Ибо кто проводит время в сообществе тиранов, у того большая часть жизни проходит в согрешениях». Поэтому он посетил Мухаммада ал-Яраги, от которого принял тарикат и «позволение направлять по этому пути желающих вступить на истинный путь». С этой миссией он вернулся в Газикумух, где «проводил время в уединении, занимаясь молитвами и направлением посетителей его на путь истины».

Аслан-хан отрицательно относился к распространению тариката и мюридизма, потому Джамалуддин вынужден был удалиться в селение Цудахар, откуда вернулся в Кумух только после смерти правителя (1836г.).

Джамалуддин находился в близких родственных отношениях с Шамилем. Его дочь Захидат была женой Шамиля, а его сыновья Абдурахман и Абдурагим были женаты на дочерях имама. После пленения Шамиля Джамалуддин жил некоторое время в Телетле, затем в Казанище. В 1862г. он переселился в Турцию, где и скончался в 1866г. в Стамбуле.

Детские годы и учеба Абдурахмана

О детских годах и учебе Абдурахмана мы не имеем, к сожалению, подробных сведений, но можно предположить, что он получил от отца основательное общемусульманское обра зование, прошел обычный традиционный курс дагестанского мутааллима. В 23-летнем возрасте он оказался вместе со своей женой Нафисат и братом Абдурагимом в составе лиц, сопровождавших Шамиля в Калугу, где провел более 6 лет.

Калужский период жизни Абдурахмана получил в литературе и материалах (особенно в письмах) некоторое освещение. Сохранилась часть переписки его и его брата Абдурагима с их отцом, знаменитым шейхом Джамалуддином.

«Что касается до нас, то слава Богу, по милости Великодушного нашего Монарха живём в совершенном довольствии и спокойствии, без тоски и печали», - это из письма Абдурахмана из Калуги, отправленного в 1860г. Этот отзыв типичен и для других писем Абдурахмана и в последующем, как, кстати, и для всех писем Шамиля. Возможно, учитывался постоянный официальный контроль за прохождением писем Шамиля и его окружения.

Представители официальных властей сразу же обратили внимание на образованность, любовь к чтению и способности молодого Абдурахмана, на особое доверение Шамиля к нему. А. И. Руновский отмечал, что «старший брат очень подвержен к своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к которым он питает доверие неограниченное. За всё за это, а также за великую грамотность, Шамиль питает к нему большое расположение. Гунибская переписка ведена им. Абдурахим так же хорошо развит, как и его брат». Калужский губернский воинский начальник писал о его «способностях и благонамеренности», о том, что при таких достоинствах он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе, в качестве переводчика, или состоять при местном управлении Т-Х. Шура». Он довольно свободно мог говорить, писать и читать на русском языке, хорошо знал мусульманское право, обычаи дагестанских горцев.

Однако неблагоприятные климатические условия Калужской губернии, прогрессирующая болезнь жены побудили Абдурахмана обратиться к официальным властям с просьбой «позволить ему с женой переехать на жительство на Кавказ и поселить её близ Т-X. Шуры, места её родины». Наступившая в 1866г. смерть жены Нафисат ускорила отъезд Абдурахмана в Дагестан. Похоронив жену в селении Гимры, он не вернулся в Калугу, а выехал в Тифлис, где был зачислен в Дагестанскую постоянную милицию, «с откомандированием в команду милиционеров Кавказского горского управления».

Сведения о пребывании Абдурахмана в Дагестане, начиная с 1871 г. очень скудны. Имеется сообщение о том, что ещё в 1308/1890 - 1891 г. он занимал должность кадия в Газикумухе. Годом его смерти считают 1318/1900 или 1901г.

Творчество Абдурахмана

Творчество Абдурахмана из Газикумуха почти не изучено, его научное наследие, хотя, в основном, и выявлено, но не издано и не стало предметом всестороннего исследования. Все дошедшие до нас сочинения Абдурахмана посвящены истории Дагестана, а именно истории XIX века, в частности, народно-освободительным движениям. Его перу принадлежат:

  1. Отдельные выдержки по истории Дагестана, опубликованные еще в 1862г. в Тифлисе в газете «Кавказ» под названием «Выдержки из записок Абдуррахмана сына Джемалэддинова, о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем». Это русский текст сочинения, изданный в переводе А. И. Руновского.
  2. Уже упоминавшееся выше крупное историческое сочинение под названием «Хуласат ат-тафеил ан ахвал ал-имам Шамуил» («Разюме подробного изложения о делах имама Шамиля»).
  3. Малоизвестное, но ценное историческое сочинение под названием «Сукут Дагестан ва Чачан би-йара али Усман фи санати 1294» («Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294г.», т. е. в 1877г.). Рассказ посвящен грандиозному восстанию 1877г., охватившему весь Дагестан и подавленному с невероятной жестокостью.
  4. Самое крупное историческое сочинение Абдурахмана из Газикумуха - «Воспоминания Абдурахмана» («Музаккарат Абдаррахман», как это отмечено на титульном листе). В конце рукописи - запись: «Завершена (эта книга) рукой переписчика, автора саййида Абдурахмана, сына муршида Джамалуддина ал-Газикумуки ад-Дагестани 28 Рамадана 1285 года», т. е. 11 января 1869г.

Предисловие А. Р. Шихсаидов, стр. 5.
Книга: «‎Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний»‎, Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г.