Гъази-Гъумукское ханство конца XVII начала XIX веков

Часть 1. История возникновения Гъази-Гъумукского ханства.

Гъази-Гъумукское ханство конца XVII начала XIX веков
Гъази-Гъумукское ханство конца XVII начала XIX веков

Казикумухское ханство (конец XVII — нач. XIX в.)

Часть 1

Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.‎», c. 222-225.

История возникновения Каэикумухского ханства довольно хорошо известна. Оно возникло в конце XVII — начале XVIII в. в целом как этнически лакское государство. Но со временем оно распространило свою власть на целый ряд соседних дагестанских союзов сельских общин, а потом попыталось подчинить своей власти далее северо-азербайджанские земли. Это ханство стало играть активную роль во всех политических событиях, происходивших в Дагестане, особенно в южном Дагестане. Детальное изложение этих событий не входит в задачу данной работы, но мы и не абстрагируемся от них.

В первую очередь, остановимся на вопросе границ этого наиболее крупного феодального государства Среднего Дагестана в рассматриваемый период. В «Истории Дагестана» по этому поводу сказано:

«Казикумухское ханство было расположено в центре нагорного Дагестана. В середине XVIII в. ханством правил Магомед-хан. Он и его преемник Сурхай-хан II (Кунбулай) продолжали политику присоединения территорий соседних народов. Им удалось намного расширить территорию ханства, присоединив территорию Вуркун-Даргуа, несколько сел Андалала и Рис-Ора и часть территории Южного Дагестана, населенную лезгинами и известную как Кюра.

Магалы

В ханстве вместе с присоединенными территориями было более 200 населенных пунктов. Как и другие владения Дагестана, Кюра — Казикумухское ханство было разделено на магалы: Кумухсюий, Майчайми, Мукарекий, Вицхинский, Аштикулинский, Арчишалинский, Кюра и др. Власть хана была наследственной. Хан решал все вопросы внутреннего и внешнего управления». 

Однако назвать эту характеристику ханства исчерпывающей или даже объясняющей читателю что-либо конкретное из истории этого ханства, весьма сложно. Вернее, видимо, сказать, что Казикумухокое ханство первоначально охватывало часть территории бывшего Каэикумухского шамхальства, заселенную лаками. 

А это значит, что «Центральный Дагестан, от восточного склона Турчи-Дага, граничащего с Аварией, до пределов Дюльти-Дага, т. е. долину Каэикумухского Койсу, населяли лаки», которые называли свою страну Лакрал-'Кану. А потом казикумухские правители — халклавчи, а с начала XVIII в. — хан Сурхай, значительно расширили свои владения, распространив власть свою на целый ряд лезгинских, агульских и даргинских обществ.

Халклавчи

Существует довольно старая версия происхождения казикумухских ханов, генетические корни которых нисходят до линии рода казикумухских шамхалов. При отделении лаков от шамхалов в Казикумухе был избран свой правитель — халклавчи или хахлавчи. Первым халклавчи был избран выходец из шамхальского дома Али-бек, который известен по русским источникам как «казыкумухский князь».

Приведем эту версию без особого цитирования. Упомянутый халклавчи Али-бек умер около 1700 г. Согласно преданию, у него было два сына — Сурхай-шамхал и Гирей. Они рано умерли.

Первый из них оставил вдову с семью детьми, а второй оставил вдову с единственным сыном Сурхаем. И вот настало время когото из них выбирать в халклавчи. Депутация казикумухского джамаата сначала пошла к вдове Сурхая, поскольку он был старше Гирея.

Однако она не приняла старшин и приказала своей служанке вынести к ним свой старый башмак и оказать: «довольно будет для вас дураков, подчиняться и этому башмаку; а сына я вам не дам ни одного».

После этого старшины Казнкумуха пошли к вдове Гирея, которая приняла их по горскому обычаю, усадила, угостила и сразу же дала согласие на их просьбу. При этом она дала наказ будущему халклавчи: «со старшими тебя по летам, обращайся как с отцом; с равными тебе — как с братом; с младшими — как с сыном».

Как Сурхай получил прозвище «Чолак» Сурхай

Позже двоюродные братья Сурхая не хотели признавать его власти, самочинно отправились собирать налоги (подати) в селение Ашти. Его старшина дал знать Сурхаю, который, прибыв в Ашти, потребовал от братьев не хозяйничать в его владениях. Он получил оскорбительный ответ.

В конечном итоге Сурхай вызвал всех их семерых на поединок, убил трех из них, остальных тяжело ранил. Позже и они скончались от ран. Сурхай же лишился кисти левой руки, но выжил, стал позже настоящим ханом, но с приставкой к имени «Чолак», что означает «безрукий».

Он стал далее вести политику расширения своих владений. Эта политика привела его и в Ширван, народ которого страдал от сефевидского гнета. Сурхай-хан умело воспользовался этой ситуацией в своих политических целях.

Взятие Шемахи и титул хана. Чолак-Сурхай-хан

В самом начале XVIII в. обстоятельства в Северном Азербайджане сложились так, что Чолак-Сурхай вместе с акушинцамн (более 30.000 чел.) осадил Шемаху, который в 1712 г. был взят после 15-дневной осады.

Взятие Шемахи сыграло важную роль в жизни Сурхая, который «по просьбе шемахинцев принял титул хана». Однако ни Хаджд-Дауд (или Даудбек), первым поднявший народ против иранского засилья, ни примкнувший к нему Сурхай не надеялись удержать Ширван за собой.

Поэтому они обратились к турецкому султану с просьбой принять их под свое покровительство. Их просьба была удовлетворена. Но правителем ширванским вначале оказался Хаджи-Дауд, «разными приисками» компрометировавший Сурхая в глазах султана Турции. 

Оскорбленный этим Сурхай рассорился с Хаджи-Даудом, ушел в Казикумух. Там он собрал войско и вскоре совершил поход-набег на Ширван, дошел почти до Ганджи. Но особых успехов он не достиг и вновь вернулся в Казикумух. Однако с этого времени за Сурхаем прочно утвердился титул хана, и его власть в Лакни стала приобретать все более самодержавный характер. Он проводил довольно агрессивную политику по отношению к соседним с его владением союзам сельских общин даргинцев (Буркун-Дарго), агульцев, лезгин, ряд из которых самым бесцеремонным образом превратил в своих данников.

Справедливо это отметил еще в 1957 г. проф. Р. М. Магомедов, писавший, что «Казикумухский хан Сурхай в первой половине XVIII века не только сумел привести в совершенное послушание лакские общества, составлявшие его владения, но и распространил свою власть на значительное число кюринских обществ и на ряд магалов Табасарана, сделавшись крупнейшим владельцем на северо-восточном Кавказе.

К Сурхаю, как к сильнейшему феодалу, многие вольные общества прибегали за помощью и покровительством. Это было первым этапом на пути порабощения свободных общинников. Таким образом были порабощены луткунцы и яллахцы», ранее бывшие свободными общинниками. Они из-за конфликтов с рутульцами обратились за помощью к Сурхаю, который защитил их от рутульцев, но превратил в своих подвластных.

В конечном итоге «к середине XVIII в. к Казикумуху окончательно была присоединена Вуркун-Дарга и Ахмарлинский магал южного Табасарана».

Своеобразие внутриполитического положения Казикумухского ханства в XVIII в. заключалось в том, что в нем «из 104 населенных пунктов в восьмидесяти восьми джамаатах сохранились вольности и порядки, обусловившие независимое отношение к хану и только остальные шестнадцать джамаатов находились в зависимости от последнего».

Не станем останавливаться на подробностях внутренней истории Казикумухсшго владения, которое постепенно стало называться ханством во всех официальных документах. Отметим только, что, «начиная с халклавчи Сурхая, границы Казикумухского владения настолько раздвинулись за счет покоренных земель, что к середине XVIII в. оно представляло собой уже обширную территорию от Кумуха, Кюре и Самура до Кубы и включало в себя уже не одну народность, а множество, в том числе даргин, авар, агул, арчин, лезгин, табасаран».

Видимо, все же необходимо указать на то, что основное население Казикумухского ханства составляли лакцы, теснейшим образом связанные торгово-экономическими отношениями с соседними народами (аварами, даргинами, лезгинами и т. д.). Но в целом факт полиэтничности населения этого ханства в XVIII в. неоспорим.

Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.‎», c. 222-225.